Содержание Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками Пименова М.В., педагог-психолог СОШ 1267, Нагапетян Р.С., учитель-логопед СОШ 1267Психолого-логопедическая служба работает в школе 1267 с 2003 года. Как и во многих школах, психолог занимается изучением и развитием познавательной и эмоционально-личностной сферы, а логопед развитием устной и письменной речи учащихся. С 2006 года логопед и психолог стали разрабатывать систему совместного сопровождения младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Основной целью данной деятельности является оказание комплексной психолого-логопедической помощи учащимся в профилактике и преодолении педагогических трудностей по русскому языку. 1)Определенную часть работы логопед и психолог проводят независимо друг от друга: диагностика, коррекционно-развивающие занятия и консультации родителей. 2)Совместно же проводится анализ психолого-логопедических нарушений, планирование дальнейшей работы по сопровождению учащихся и анализ результативности проделанной работы. Система совместной работы состоит из 4 этапов, каждый из которых имеет свою цель и формы работы. 1 этап начинается с диагностики. Цель этого этапа является выявление детей с нарушениями в развитии речи и ВПФ. Основная форма работы это групповое и индивидуальное обследование учащихся, которое проводится отдельно каждым специалистом. Педагог-психолог и учитель логопед обследует: 1. Особенности внимания и объема слухоречевой и зрительной памяти; 2. Изучение сформированности зрительного восприятия и пространственных представлений; 3. Выявление особенностей развития мыслительной деятельности; 4. Изучение уровня развития речевого анализа и осмысленности чтения 2 этап заключается в проведении мини-консилиума, на котором анализируются психологические и логопедические нарушения у детей с целью выявления причин педагогических трудностей. На 3 этапе принимается решение о путях сопровождения учащихся «группы риска». На данном этапе планируется тематика совместных просветительских бесед для родителей и педагогов, а также направления коррекционно-развивающей работы с учащимися. На последнем 4 этапе работы проводится анализ результативности совместной деятельности, с целью изучения динамики развития учащихся. Основной формой работы является исследование письменных работ учащихся.^ Система совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда СОШ 1267с младшими школьникамиВся работа состоит в основном из 4 этапов, каждый из которых имеет свою цель и формы работы. Этапы работы Цель работы Направления и формы работы 1 Диагностика. Выявление детей с нарушениями в развитии речи и ВПФ. Групповая и индивидуальная диагностика учащихся педагогом-психологом и учителем-логопедом. 2 Мини-консилиум специалистов. Выявление причин трудностей в обучении учащихся. Совместный анализ диагностических данных педагогом-психологом и учителем-логопедом. 3 Решение мини-консилиума. Разработка пути сопровождения каждого учащегося. Просвещение и консультирование педагогов и родителей о причинах возможных трудностей учения учащихся Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися у педагога-психолога и учителя-логопеда по преодолению трудностей в учении. 4 Анализ результативности совместной деятельности. Изучение динамики коррекционно-развивающих занятий. Исследование письменных работ учащихся. ^ I этап Диагностическое обследование учащихся.Обследование проводится каждым специалистом отдельно. Психолог изучает уровень сформированности ВПФ, а логопед изучает уровень речевого развития учащихся.^ II этап - анализ логопедических и психологических нарушений учащихся с целью предупреждения и коррекции педагогических трудностейСхема анализа логопедических и психологических нарушений Педагогические трудности учащихся по русскому языку Логопедические нарушения Психологические нарушения Пропуск и замена букв близких по акустическим и артикуляционным признакам (артикуляционно-акустическая дисграфия) Колова (корова), лубит (любит), туща (туча) - несформированность фонематического восприятия, - нарушение звукопроизношения - неустойчивость внимания; Замена букв сходных по начертанию (оптическая дисграфия)П-н, п-и, с-о, и-ш, л-м - нарушения зрительного анализа и синтеза - несформированность пространственного восприятия и представлений; нарушение зрительно-моторной координации - снижение объем зрительной памяти Нарушение границ предложений (аграмматическая дисграфия) Наступила осень птицы улетели на юг - нарушение синтаксического оформления речи трудности переключения внимания - несформированность речевого анализа Неправильное согласование слов в предложении (аграмматическая дисграфия) Захлестнула-нахлестнула, Около него - около ним - нарушение грамматического строя речи (морфологической и синтаксической обобщенности) несформированность речевого анализа трудности установления причинно-следственных связей ^ Используемая литера
56.48 Kb.Название Дата конвертации20.09.2012Размер56.48 Kb.Тип источник
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками
Система совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с младшими школьниками
Комментариев нет:
Отправить комментарий